Интервью Бьерне Дрекслера для портала DairyNews

Изображение для события

Компания ГЕА Фарм Технолоджиз Рус, поставщик комплексных решений для молочного животноводства, сообщает о переезде офиса Российского представительства.

DairyNews: Г-н Дрекслер, как Вы оцениваете результаты работы вашей компании в прошлом 2013 году?

- 13 год был в целом сложный, особенно его первая половина. Во всем мире рынок был трудным: в Западной Европе, в Америках, в Азии - и, само собой, в России. Возможно, это связано с кредитованием и проблемами финансирования.

Поскольку первая половина 2013 года в плане продаж была очень-очень слабой, а вторая половина невероятно сильной, наши финансовые результаты были немного выше 12 года. Чуть-чуть вырос оборот в целом в мире.

В России по итогам прошлого года оборот упал примерно на 5%.  При полном отсутствии субсидирования и кредитования ситуация здесь была одной из сложнейших в мире. Инвестиционный климат был отрицательным. Капиталоёмкие проекты были заморожены и начали снова появляться только к концу года.

 DN: Какие большие проекты появились?

- Например, в Ставрополье будет установлена первая 90-местная карусель. Мы поставили оборудование для двух больших ферм ЭкоНивы, у нас было несколько больших проектов в Воронежской и Новосибирской областях.

 DN: Как начался для компании 2014 год?

- Цена на молоко была привлекательной для инвесторов, поэтому год начался гораздо лучше 2013.

Значимым событием для компании вначале года стало появление нового дилера в Уральском федеральном округе. В марте между компанией "УралРегионБизнес плюс" и «ГЕА Фарм Технолоджиз Рус» было подписано дилерское соглашение и начались регулярные поставки сопутствующих товаров в хозяйства данного региона.

Наша дилерская сеть насчитывает более 45 компаний, которые успешно работают по всей России. Мы всегда рады новым партнерам и приглашаем к сотрудничеству компании из всех регионов страны, которые готовы стать нашими дилерами.

Начало года получилось для нас успешным еще и потому, что мы открыли в Новосибирске новый логистический центр. В апреле он уже приступил к работе и теперь клиентам компании из Сибирского региона доступен полный ассортимент как моющих, так и гигиенических средств производства GEA Farm Technologies. Полная линейка продукции, включающая в себя средства для обработки вымени до и после доения, щелочные и кислотные средства всегда в наличии на складе города Новосибирска. 

DN: Какая цель у GEA Farm Technologies в 2014 году в России?

- Мы поставили цель увеличить оборот на 20%.

DN: Какие продукты станут драйверами продаж в этом году?

- Мы считаем, что спрос в этом году на капитальное оборудование, например, на роботизированное доение, сильно расти не будет. Все существующие молочные фермы с роботами менее экономичны. Мы ожидаем, что продажи вырастут в категории традиционного доильного оборудования: обычных каруселей и параллелей. На сегодня это самые экономичные решения для доения в российских условиях.

 DN: Кто – крупные инвесторы этого года?

- Эконива – они и дальше будут инвестировать. Дамате вместе с Danone будет реализовывать очень крупные проекты. Ряд переработчиков будут создавать собственное производство. Эта тенденция есть во всех регионах, потому что этот бизнес сейчас осложняют нестабильный импорт, волатильность цены и меняющиеся условия господдержки.

DN: У вас уже есть договоренности с Дамате о поставках оборудования на комплексы в Тюмень и Башкирию?

- Пока нет, но мы в стадии переговоров.

 DN: Какие у Вас ожидания от этого года в России?

- Мы надеемся, что год будет весь таким, как его первая четверть. Все обещанные субсидии в течение этого года поступят к сельхозтоваропроизводителям. Мы также ожидаем большого положительного эффекта от 15-летних кредитов.

 DN: Как Вы считаете, когда 15-летние кредиты начнут действительно влиять на положение отрасли?

- Эффект уже есть. Многие инвесторы давно ждут этого решения и сейчас уже пересчитывают свои бизнес-планы с учетом 15-летних кредитов и 100% ставки рефинансирования.

Если цена на молоко сохранится на настоящем уровне, то с 15-летними кредитами и 100% ставкой финансирования амортизация молочных проектов сократится до семи лет.

DN: Когда в России начнется эра роботизации и автоматизации?

- Стоит отдельно говорить о мелких и крупных фермах. В сегменте малых хозяйств до 200 коров автоматизация уже началась. Но эта категория ферм очень сильно зависит от государственной поддержки: если в регионе 60-70% стоимости робота субсидируется, то, скорее всего он будет куплен.

Роботизация крупных ферм еще не начиналась, потому что до сих пор нет подходящего технологического решения. Мы надеемся в следующем 2015 году установить первую роботизированную карусель. Как раз это решение станет основным способом автоматизировать крупные комплексы: при сравнительно небольших затратах на карусель получается стабильный и качественный результат. В экономике такого хозяйства не столь важно сокращение потребности в рабочих, сколько стабильность и качество процесса и исключение ошибок. Это дает, с точки зрения качества молока и здоровья коров, намного больший экономический эффект, чем сокращение персонала.

 DN: В каких регионах власть открыто поддерживает именно роботизацию молочных ферм?

- Калужская область сейчас лидер роботизации в России. Экономический результат от этого нам еще предстоит увидеть.

 DN: Каждый раз мы говорим с Вами о том, что для роботизации и автоматизации молочных комплексов в России не хватает квалифицированных кадров. Изменилась ли ситуация в этом году?

- На мой взгляд, положение еще ухудшилось. За это время не было создано новой базы для воспитания кадров. Кадровый вопрос сейчас самый острый. Нам нужны квалифицированные специалисты и на 80-местные карусели, и на однобоксовую роботизированную систему. Учитывая то, что такой сотрудник будет стоить одинаково, его скорее наймут работать на промышленную карусель, ведь в этом случае он приносит большую прибыль и есть возможность платить ему более высокую зарплату. В этом еще один плюс роботизированного индустриального зала.

DN: В России было несколько случаев отказа хозяйств от уже установленных роботов. Как Вы считаете, почему?

- Робот в России – это достаточно дорогое удовольствие. Сервис робота GEA, Lely или DeLaval стоит примерно €5 тыс. в год на 1 бокс. Эти расходы необходимо учитывать в самом начале. Очень часто у инвесторов неправильный подход к таким технологиям: «Я хочу самый крутой робот». Спустя какое-то время они понимают, сколько робот действительно стоит. Поэтому я считаю, что люди, которые отказываются от такого оборудования, просто неправильно составили бизнес-план.

DN: Есть ли такие несознательные клиенты среди покупателей GEA?

- Я пока не встречал. Мы сразу предупреждаем своих клиентов, что робот при любых условиях увеличит стоимость каждого литра молока на 1-1,5 евро цента. Это неправда, что можно производить молоко дешевле за счет того, что сократится штат сотрудников.

Робот разработан для того, чтобы обеспечить фермеру личную свободу. Он предназначен для маленького хозяйства до 200 голов, где нет наёмного труда. Без субсидий крупные роботизированные комплексы были бы нереальны. Я бы никогда не позволил построить такую масштабную роботизированную ферму, как Эконива, если бы не существовало субсидирования. Разумнее приобретать карусель для таких комплексов.

 DN: Разумно ли так использовать государственные средства?

- Это должно решать государство.

 DN: Собирается ли GEA развивать местное производство доильного оборудования в России, чтобы получить государственную поддержку?

- В России мы производим уже большой ассортимент своей продукции: стойловое оборудование, часть оборудования для навозоудаления, гигиенические средства, средства для чистки оборудования, каркасы доильных залов, домики для телят.

Наша компания ориентирована на собственное глубокое производство. Мы любим заниматься самостоятельными разработками и производить свое оборудование сами.

 DN: Где в России вы производите все это?

- В Коломне и в Воронеже.

Сейчас мы ведем переговоры с разными административными органами по поводу открытия местного производства доильного оборудования, чтобы стать полноценным российским производителем доильной техники.

В сравнении с рынком сельскохозяйственной техники рынок доильного оборудования в России ничтожно мал. В стране доильного оборудования ежегодно продается на 70 миллионов евро. А комбайнов продается на несколько миллиардов евро!

Мы нашли несколько плюсов местного производства нашего оборудования. В первую очередь – логистика. Скрепер из Канады, например, без производства едет не меньше 6 недель. А клиенту, как всегда, надо все «прямо сейчас». Мы поставляем в Россию модули, а сам скрепер собираем на месте, и для этого нам нужна всего неделя.

Второй плюс – цена. Сейчас рубль упал – наше оборудование подешевело на 20-30% относительно импорта. Это сильный удар по нашим друзьям-конкурентам. Таможенная пошлина на всю химию, металл, резину и пластик сейчас около 15%.

 DN: В других странах вы придерживаетесь такой же стратегии частичного местного производства?

- В мире у нас всего 28 заводов. Мы открываем местное производство не в каждой стране и руководствуемся перспективой роста рынка: например, в Бразилии, Китае, Индии, Германии, Франции, Америке и Австралии.

DN: Мы совсем недавно обсуждали перспективность индийского рынка для Lely. Им эта страна не кажется привлекательной.

- У Lely робот – это 100% оборота, у нас – меньше 30%. В Индии есть перспектива для промышленных ферм. 80 млн. людей в этой стране хотят нормальные сыр, молоко и йогурт. В этой стране очень быстро развивается средний класс. Через пять лет покупательная способность индийцев достигнет уровня Германии, и произойдет скачок в молочной отрасли.

 DN: Какие сейчас есть тенденции на мировом рынке доильного оборудования?

- Мы видим сильный рост спроса на все категории доильного оборудования. В Европе рынок продолжает консолидироваться: хозяйства укрупняются и автоматизируются. В США последние четыре года были тяжелыми, сейчас американские фермеры встали на ноги.

 DN: Как принял рынок автоматизированные карусели GEA?

- Спрос на наши автоматизированные карусели очень высокий по всему миру: в России, в США, в Германии. Первые два таких доильных зала были запущены в Германии. В этом году на EuroTier мы официально представим это оборудование для продажи.

 DN: Как GEA оценивает для себя перспективу создания ЕврАзЭС?

- Этот шаг нас очень интересует. Сейчас уже 20% оборудования, сделанного в России идет на экспорт в Украину, Беларусь, Казахстан, Польшу и страны Балтии. Каждый новый участник таможенного пространства для нас большой плюс: все формальности отменяются, пошлины снижаются.

 DN: Участвовали ли вы в белорусской государственной программе масштабной модернизации молочных ферм?

- Планы у Беларуси были грандиозные. Программа предполагала строительство около 200 новых доильных залов типа параллель 2*16 или 2*20 на 600-700 голов – более 100 из них должны были поставить мы. Но эта инициатива очень медленно реализуется.

 DN: Недавно появилась информация о том, что MaraTec, дилер Baumatic в России, обанкротился. Сама компания эту информацию не подтвердила. Что сейчас происходит на нашем рынке доильного оборудования?

- Как на любом другом рынке, идет консолидация. Через несколько лет останется только 3-4 крупных производителя. Небольшие компании никогда не смогут создать такие технологии, как автоматизированная карусель, потому что это требует большого капитала. Их ниша – это обычное доильное оборудование. Такие компании постепенно будут уходить, потому что весь мир стремится к автоматизации.

Насколько мне известно, компании MaraTec в России уже почти не существует. Это результат работы без системного подхода и без сервисного обслуживания. Время, когда немец пришел в Россию и рассказывал хорошие сказки, уже прошло и, теперь мы четко видим, как дела расходятся со словами. На сегодняшний день мы переоборудуем многие их установки и клиенты довольны.

В судьбе всей компании Boumatic я не очень уверен. Мы видим негативные тенденции в США и Европе, частую смену менеджмента. Компания не очень большая, занимает 7% мирового рынка и, я полагаю, что возможности ее ограничены.

DN: Собирается ли GEA открыть представительство в Крыму?

- Наше представительство работает в Крыму уже несколько лет.

 DN: Будет ли ваша компания расширять дилерскую сеть на полуострове?

- Если возникнет такая необходимость на рынке. В Крыму нет ничего экстраординарного – это такая же область РФ, как любая другая.

DN: Какой потенциал у региона в молочном животноводстве?

- Я планирую в сентябре поехать в Крым на сельскохозяйственный форум. Все, что я знаю сейчас о полуострове, – это со слов сотрудников нашего представительства.

На данный момент все предприятия там в заброшенном состоянии. Количество коров незначительно, и производства молока как такового почти нет. Аграрники пока заняты перерегистрацией. Эту территорию необходимо развивать.

Активную деятельность в Крыму уже начали Росагролизинг и Россельхозбанк.

Не забывайте, что Россия – страна большая. У нас есть еще 87 субъектов, помимо Крыма, которые необходимо развивать.